Красногвардейский глазами художника
27 мая - 30 сентября 2025
Выставка представляет собой серию из 16 акварелей с известными и обновленными местами Красногвардейского. Все пространства созданы в период от XVIII века до наших дней. Вы сможете по-новому взглянуть на памятники, здания, скверы, набережные и узнать о современных центрах притяжения района.
Узнать историю пространств можно на сайте krasnakarta.ru.
«Проект "Красногвардейский глазами художников" стал логическим продолжением работы Библиотеки и арт-резиденции "ШКАФ" по созданию новых туристических маршрутов. Он позволил арт-площадке вместе с художниками передать особый колорит района с уникальными историческими ансамблями и современными общественными локациями. Проект будет продолжен. На сайте "Краснакарта" появятся дополнительные информационные материалы и впечатления самих участников».

Анастасия Гусева
Руководитель Библиотеки и арт-резиденции «ШКАФ»
Об авторах
Юлия Гонибесова
Участник многочисленных выставок и проектов. Увлекается краеведением и историей, совмещая поездки и путешествия с пленэрами и travel-скетчингом. Любимые места для посещения и рисования — особняки, усадьбы, дворцы и парки, где вдохновляет природа и архитектура.
«В Петербурге множество прекрасных усадеб и старинных дач, но усадьбы, сохранившиеся в спальных районах нашего города представляют особую ценность. Зачастую они то немногое, что ещё напоминает об историческом прошлом окраин города. Всегда очень интересно наблюдать, как старые здания соседствуют с новостройками и вписываются в новый ландшафт. Вид с обновлённой набережной на Уткину дачу, расположенную в месте слияния рек Оккервиль и Охта, прекрасен в любое время года.

С нетерпением жду окончания реставрации усадьбы, чтобы полюбоваться на неё не только снаружи, но и внутри».
Мария Чечурина
Воплощает детскую мечту — быть художником. Рисует всю жизнь, несмотря на то, что получила экономическое образование. Является участницей сообщества урбанскетчеров Санкт-Петербурга. Постоянно участвует в художественных выставках в Санкт-Петербурге и Москве, ведёт творческие мастер-классы.
«Ильинский храм я увидела как-то зимой. Окруженный небольшим парком, он стоит на возвышении, отчего создается впечатление, что храм как будто парит над землей.

Внутри мне тоже очень понравилось: службы проходят в круглом просторном помещении, по стенам которого расположены окна, из-за чего в храме много света и воздуха, что я очень люблю».
Елена Ковалевская
Родилась в Ленинграде. За плечами художественная школа при Академии художеств им. Репина и два института. Состоит в Союзе акварелистов России. 25 лет занимается монументальной и альфрейной росписью. Основная профессиональная любовь — воссоздавать рукотворную роспись на исторических объектах, придумывать свои сюжеты росписи и воплощать их.
«С этой усадьбой я настойчиво искала встречи. Из истории искусств знала, что вдалеке от парадных резиденций, в шумном индустриальном районе скрывается настоящий бриллиант ― усадебный дом по проекту Джакомо Кваренги. Когда стали приглашать на экскурсии в Усадьбу Жерновку, я умудрилась записаться, хотя сделать это было сложнее, чем к окулисту в поликлинику попасть! Именно так я увидела усадьбу впервые, через живую стену боярышника.

Здание внешне довольно суровый классицизм. А вот интерьер там просто роскошный! Великолепный просторный зал с огромными окнами кажется выше самого дома. И все стены и потолки покрыты альфрейной росписью. Верхняя часть стен и потолки ― царство гризайли. Это альфрейная техника, когда роспись «делает вид», что она лепнина. В Жерновке гризайль великолепна! Искусствоведы говорят, что сам Джованни Батиста Скотти старший расписывал.

Надеюсь, что когда проект по приспособлению Жерновки под нужды музыкальной школы осуществится, усадьба расцветёт! А я лично, как альфрейщик с 20-летним стажем, с радостью бы примкнула к бригаде по восстановлению росписей».
Оксана Виноградова
Художник-график. Член Союза Акварелистов России. Член Общества Акварелистов Санкт-Петербурга. Администратор международного движения урбанскетчеров в Санкт-Петербурге. Участник пленэрного проекта «Русская Атлантида». Работы хранятся в частных коллекциях России и других стран, а также в Музейном фонде Российской Федерации. В настоящее время работает над проектом «Доминанты Петербурга».
«Охтинская каланча, возвышающаяся над берегами Невы, притянула мое внимание, благодаря своей истории и символике. Это старинное здание гармонично вписывается в пейзаж, отражая дух времени и сохраняя память о прошлом. Она была свидетелем множества исторических событий, и эту энергию можно почувствовать, находясь рядом.

Присутствие на фоне каланчи людей и машин создает живую картину, полную эмоций и современной жизни».
Наталия Чекотова
Художник и арт-терапевт. Основные мотивы работ — заброшенные места, разрушенные интерьеры, меланхолические пейзажи и простые вещи, помещенные в нетипичные для них контексты. Работы балансируют на грани реального и ирреального, приглашая зрителя в путешествие по пространствам, где время и память теряют свои привычные очертания.
Александровские ворота — пример удачного сочетания истории и современного благоустройства. Тихий уголок с живописным видом на воду.

Я выбрала этот объект, потому что он сочетает историю и современность. Раньше меня вдохновляли их полуразрушенные стены, но после реставрации ворота стали органичной частью уютной зоны отдыха. Особенно нравится вид на воду у плотины — можно подолгу наблюдать за течением. Место спокойное, людей немного, что позволяет по-настоящему прочувствовать его атмосферу.

Бегущий подросток в чёрной одежде — сознательный композиционный акцент. В цветном варианте он растворился бы в пейзаже, а так становится выразительным центром картины, подчёркивающим динамику этого исторического места. Его обычный, почти среднестатистический облик напоминает: история продолжается здесь и сейчас, через повседневность.
Ирина Торгман
Родилась в Ленинграде, училась, живёт, работает и творит в Петербурге. Участвует в коллективных выставках. «Но никакое CV художника, будет ли оно коротеньким, или очень длинным, не скажет лучше самих работ. Творческие работы – это есть жизнь художника. Меняется человек иными становятся и его работы. И даже, когда кажется, что все планы составлены и ингредиенты подобраны, результат никогда не гарантирован до конца. Как в реальной жизни», ― делится автор.
«Проезжая по Среднеохтинскому проспекту, я и не предполагала, что за углом, чуть в глубине, стоит такое чудо! Рядом с этим особняком я оказалась вечером, рабочий день заканчивался, трудящиеся граждане спешили мимо. Сотрудники организации, занимающей особняк, тоже завершали трудовой день, и в окнах гас свет.

В наступающих сумерках, с редкими освещенными окнами, купеческий особняк все больше и больше напоминал мне замок, погружающийся во тьму. Здание действительно ― особняк, стоит особняком, выглядывая на улицу фасадом. С двух сторон особняк окружен зеленью, можно гулять и фантазировать, какой была его жизнь во времена его молодости».
Анастасия Ежова
Скульптор из Санкт-Петербурга. Здесь родилась и училась в Институте дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования. Состоит в Санкт-Петербургском Союзе Художников и в Союзе Художников Ленинградской области. Активно участвует в выставках и конкурсах. Помимо этого, занимается горячей эмалью и любит графику.
«Я родом из Красногвардейского района. Здесь прошло моё детство, становление и взросление. Моя прабабушка Наташа жила в блокадном Ленинграде, работала на верфях картографом. Она мне рассказывала о том времени не очень много, но истории эти врезались в мою память навсегда. И сама я не очень люблю говорить о войне и представлять весь этот ужас. Прадедушка работал водителем на Дороге жизни. Это было очень страшно и отважно! О нём мне рассказывали бабушки и мама».
Мария Фёдорова-Боуфалъ
Родилась в Ленинграде в семье советских интеллигентов. По образованию историк, переводчик итальянского и английского языков в сфере культуры. Рисует с детства. С 2023 года участвует в выставках и конкурсах. С 2024 года резидент Ассоциации художников-пленэристов России. Любимые материалы масло и пастель. В работах считает важным не только передать увиденную красоту, но рассказать историю зрителю, познакомить его с чем-то новым.
«Работа написана под впечатлением от посещения неизвестному большинству памятника архитектуры сталинской эпохи «Триумфальные пилоны», или Северные ворота Победы, которые расположены на улице Коммуны. Памятник был построен в 1952 году, на тот момент на границе города, в честь защитников Ленинграда в Великой Отечественной войне. Пилоны из розового гранита высотой 11 метров украшают барельефы с профилями Ленина и Сталина, венчают их пятиконечные звезды в венках.

В начале 1960-х годов, в результате деятельности по развенчанию культа личности, барельефы с изображением Сталина закрыли жестяными овалами. В 1990-х с пилонов пропали звезды, но к 60-летию Победы, в результате реставрационных работ, Триумфальным пилонам был возвращён их исторический облик, который особенно радует в праздничные майские дни!

Мне повезло приехать рисовать этот скромный памятник в один из майских солнечных дней, когда город украшен красными флагами. На своей работе я постаралась передать праздничное настроение и подчеркнуть особую красоту Триумфальных пилонов!».
Алёна Цветкова
Мультидисциплинарный художник. Окончила Севастопольский художественный колледж. Много лет рисует в диджитал, но акварель считает для себя самым особенным материалом. Специализируется на сказочных образах и мифологических мотивах, вдохновляясь фольклором разных народов. Персональные выставки состоялись в Петербурге и Петрозаводске. Сотрудничает с театром «Небесные Бродяги». Основное направление работы книжная иллюстрация.
«Я выбрала образ Блокадного храма, потому что он словно растворён во времени. В нём чувствуется тишина, память, пространство между прошлым и настоящим.

В процессе рисования я ловила ощущение зыбкости и хрупкости — как будто храм проступает сквозь туман.

Акварель — мой особенный материал. Она живая, непредсказуемая, и именно это состояние я старалась сохранить в работе. Как художнику, мне важно было передать атмосферу не события, а чувства — светлой тишины и весенней прохлады».
Татьяна Брокар
Художник-акварелист, публикуется под девичьей фамилией. Является специалистом в области дизайна городской среды. Основную работу в архитектурном бюро совмещает с живописью. Активный участник международного движения урбанскетчеров в Санкт-Петербурге, экспонент галереи Sareh Art Gallery в Москве, экспонент Общества Акварелистов Санкт-Петербурга. Работы хранятся в частных собраниях в России и за рубежом.
«Вот уже более 10 лет я живу в Красногвардейском районе. Библиотека «ШКАФ» находится в 10 минутах ходьбы от моего дома в окружении весьма интересных объектов с точки зрения архитектуры: рядом здание гостиницы «Карелия» в виде огромного чемодана и жилой дом с трехэтажными квартирами ― местная знаменитость! Здания, как и сама библиотека, являются яркими представителями эпохи 80 годов ― поздний модернизм. Архитектура ― сфера моей профессиональной деятельности, поэтому эти здания и попали ко мне на лист».
Ирина Торгман
«Удивительные места есть в городе Петербурге. И не только в историческом центре.

На улице Петра Смородина, мне кажется, соединилось несколько эпох. Дома-коробки, идущие перпендикулярно шоссе Революции, типовой детский сад и школа 70-х годов прошлого века, железнодорожная ветка Ладожского вокзала. Из окон домов и школы можно видеть товарные составы. А за железнодорожным полотном выросли высоченные новостройки. И без красивой зелёной зоны было бы очень грустно. Теперь вдоль «железки» не просто высажены деревья, не просто разбит парк ― появились интересные скамьи, качалки, «игралки», детская площадка. Площадка для животных ― отдельная! И доминанты ― арки-полукольца».
Татьяна Брокар
«Река Охта ― любимое место для прогулок, особенно, когда устаешь от городской суеты. Место, где можно "заземлиться" и набраться сил для новых свершений. Место моей отдушины».
Вера Фатеева
Родилась в городе Ростов Великий. Представляет третье поколение художников в семье. В Санкт-Петербурге по совету деда получила образование в Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна. Работы экспонируются на персональных и групповых выставках, а также украшают городские стены в виде муралов.
«Этот пейзаж родился из впечатления от набережной реки Лапка в один из тех пасмурных дней, когда природа замирает между сезонами. Серое солнце, влажный воздух, тишина — всё вокруг располагало к внутреннему диалогу. Я задумалась о том, как человек может существовать в ландшафте — не нарушая, не переделывая, а стараясь быть частью, вписываться деликатно и с уважением. Это ощущение я постаралась передать через сдержанную палитру и тонкую линию».
Анна Фатеева
Родилась г. Кострома. Продолжила династию семьи художников. Закончила художественно-графическое отделение Костромского государственного университета. Художник-пленэрист, неоднократно писала и работала в Прибалтике, на Дальнем востоке, в Крыму, Италии и Израиле. Любимая техника ― акварельная живопись. Более 35 лет преподает живопись, графику и историю искусств. Автор книги и методического пособия по рисованию.
«Луна всегда казалась мне чем-то почти магическим — её свет, форма и молчаливая сила. В детстве мне посчастливилось увидеть оранжевую Луну, и с тех пор её тёплый, необычный отблеск не отпускает меня. Для меня она по-настоящему превращается в «тело притяжения»: собирает воедино мысли и чувства, притягивает взгляд и воображение. В этом образе я чувствую гармонию и вечность, заключённые в идеальной линии круга. Это ощущение очень личное: даже моя девичья фамилия — Круглова — будто подтверждает мою связь с этим образом».
Анна Аширова
Петербургский искусствовед-скетчер. Как искусствовед проводит лекции на разных площадках города. Состоит в петербургском подразделении Всемирного сообщества урбанскетчеров. Регулярно участвует в выставках. Публикует скетчи и графику в соцсетях под никнеймом azure_mortuum. Специализируется на репортажных зарисовках и графике. Темы связаны с Петербургом: архитектура, музеи и культурные мероприятия.
«Сквер Юрия Кнорозова невелик, всего одна дорожка в длинной полосе зелени. По середине информационный стенд с фотографией Кнорозова ― он расшифровал письменность Майя. И жил неподалеку. На этом доме очень красивая мемориальная доска с любимой кошкой Юрия Валентиновича.

Тихий район, спокойный. Здесь, как ни странно, не скучно. С одной стороны зеленая железнодорожная насыпь с другой ― советская застройка. Можно неторопливо прогуливаться между загадочными гранитными сферами на постаментах, которые все разные, можно присесть на качели, понаблюдать за трамваями и поездами. Вид как будто непримечательный, но это до тех пор, пока не начинаешь различать, как красиво четкие линии серой дорожки вьются в буйной зелени».

Материалы работы: маркеры, линеры.
Мария Чечурина
«В здании Ладожского вокзала я была несколько раз: встречала знакомых и уезжала на поезде сама. Меня привлекла архитектура здания: красивые своды, много стекла, отчего много естественного света. Само здание вокзала очень просторное, внутри него можно удобно разместиться в ожидании поезда, без привычной для многих вокзалов толчеи».
«Среди участников оказались и те, кто занимается монументальной росписью, преподает живопись, графику, историю искусств, работает иллюстратором или арт-терапевтом, и те, кто является переводчиком, экономистом, искусствоведом, рисуя лишь в свободное время. Как и сами авторы, акварели получились очень разными. Эта выставка ― возможность в одном месте увидеть, какие неочевидные интересные пространства есть в Северной столице и какие талантливые люди живут рядом».

Любовь Бахова
Куратор
Команда проекта
Руководитель: Анастасия Гусева. Куратор: Любовь Бахова. Краевед: Алёна Белевич. Дизайнер: Анастасия Дектярёва. Технический специалист: Валерий Каткалов.