В России 2022 год был объявлен Годом культурного наследия народов. Команда «ШКАФа» с 10 ноября по 25 декабря провела масштабную выставку, которая соединила традиционную культуру и современное искусство.
Весной петербуржцы приносили в «ШКАФ» предметы, хранящие для них дух народности: скатерти и салфетки, вышитые гладью, вологодское кружево, розетки с хохломской росписью — всего более 70 вещей, созданных в самых разных регионах нашей страны. Затем четыре петербургские художницы, работающие с традиционной культурой, отобрали подходящие им предметы, на основе которых создали арт-объекты.
Гости увидели инсталляции в жанре современного искусства на двух этажах пространства: «По нитке» (А. Слобожанина), «Пир-встреча» (С. Нурулова), «На памяти было» (Я. Комиссарова), «Я слышала это от птиц...» (Е. Тарасова). Параллельно с экспозицией шли концерты, экскурсии, пир-встречи, мастер-классы, лекции и круглые столы — более 30 событий. Программа была призвана в современном ключе показать многообразие и глубину народной культуры. Вход был свободный.
Проект Анны Слобожаниной фокусировался на представлении о народном искусстве как о том, что создается вместе. Из кусочков ткани, собранных среди местных жителей, художница вместе с добровольными участниками проекта сшила большую ткань по принципу лоскутного одеяла.
Самария Нурулова отобрала для своего проекта деревянную посуду и текстиль для создания атмосферы трапезы, которую рассматривает как форму встречи с корнями и памятью поколений. На протяжении выставки состоялось несколько таких встреч: за круглым столом все желающие смогли попировать и порассуждать об архетипах в русской сказке.
Ярослава Комиссарова придумала инсталляцию, вдохновившись стихотворением Давида Самойлова «Память». Отобранные предметы парили в пространстве в стеклянных формах различного размера, складываясь в единый рассказ владельца об экспонируемом предмете и о его жизни.
Проект Евгении Тарасовой был посвящен переходным состояниям культурной традиции, утрате черт и одновременной устойчивости культурного кода. Инсталляция состояла из «птицы», прозрачного объекта с гравировкой, напоминающего поморского голубка, и «полотенца», тканевого полотна с росписью в авторской технике, на создание которого художницу вдохновила архангельская роспись.